суббота, 9 февраля 2013 г.

феномен троичности богов буддизм

Модификационная логика появления трех элементов

Интересно, что именно тройка и четверка в пифагорейском учении считались числами (а 1 и 2 нет) и за этим явно просматривается анизотропность пространства.

В кубе, четвертом теле, связанном со стихиями, удвоению подвергается тройка (у куба шесть сторон), но само тело построено исключительно с использованием квадрата.

Рис. 2. Объемные геометрические символы стихий воды и воздуха.

Обратим внимание на связь трех с четырьмя, которая есть в этом идеальном теле (четыре плоскости из треугольников). Тетраэдр есть символическое выражение стихии огня. Если взять третье тело Пифагора-Платона октаэдр, то из того же треугольника мы получаем фигуру с восемью равносторонними треугольниками. Его формула есть удвоение тетраэдра: 3х4х2. Кроме того, есть и третье тело, образованное из одних треугольников. Если говорить о символах стихий, то три из четырех построены исключительно с использованием треугольника (по крайней мере, снаружи).

Рис. 1. Тетраэдр как объемный геометрический символ стихии огня.

Геометрическое совершенство чистого треугольника в объемном виде представляет первое пифагорейское тело тетраэдр, состоящий только из треугольников и имеющий четыре грани.

Триада пояснялась словами "дружба", "мир", "справедливость", "благоразумие", "добродетель", 'умеренность". Боги, связанные со временем, причем все мужского рода, несли на себе принципы триады. Время связывалось с мудростью, ведь в нем три его модальных значения: люди используют опыт прошлого, организуют настоящее, предвидят будущее. Именно триада организует понимание и является числом познания в пифагорейском учении.

Триада в пифагорействе первое нечетное число и первое равновесие единиц. Трипод приспособление, которое не слишком устойчиво, но именно с него пророчествовали в Древней Греции (например, известный трипод Дельфийского Оракула). Пифагор говорил, что Аполлон пророчествует с трипода. Равновесие, порождаемое из трех точек, это плоскость.

Пифагору приписывается следующее всеобщее выражение о тройке: "Все вещи состоят из трех". Происхождение триады в его школе составное: дуада плюс монада (что напоминает стаурос и лингам). Дуада конфликтна: она порождает споры и соперничество; введение монады между сторонами дуады восстанавливает божественное равновесие. Монада Божественный Отец, дуада Великая Мать. Триада сделана из них, и в этом смысле она тоже "андрогинна" (как и единица-Монада). В Триаде происходит порождение Своих миров из Себя, творческий акт, геометрический символ которого треугольник (обладаюший свойством направленности, т.е векторностью).

Надо думать, это было осознано уже в ранних философских школах, но от древнейших времен до нас мало что дошло из достоверных источников. Первой из научных философских европейский школ, трактовавших данную специфику, была пифагорейская так принято считать в философской историографии.

Пифагорейская триада

Взаимодействие (и взаимопроникновение) начал породило третье, новое (эмерджентное), качество, не содержащееся отдельно ни в одном из двух начал или в их сумме. Таким образом, появление в менталитете "понятия о третьем" есть появление первоначального системного понятия, определяющего собой качество системы. Это третье уже находится во времени и процессуирует, более того: оно может быть рассмотрено не иначе как процессуирующее "движущееся во времени".

Попробуем разобраться, чем «иерархия» отличается от «троичности», так сказать, в чистом виде. Всякое противоречие содержит два начала, они статичны, онтологичны, вне времени. Сосуществовать вне времени, отрицая друг друга, они могут, но вступить во взаимодействие нет. Получаются "стороны мирового магнита" в мире, лишенном движения. Человеческое мышление поместило между ними стрелку компаса, и стрелка повернулась. Потенциальное превратилось в актуальное.

Вероятно, только к концу родового строя появилось троичное, статико-динамическое понимание мира. Это понимание отражается в двух идеях тройки: тройка в статике есть идея иерархии, тройка в динамике есть третье как процессуирующее, третье, понимаемое как жизнь. Троичная идея (иерархия и жизнь) сменила двоичную, дуальную (и удвоенно-дуальную, четверку), в организации родового строя. И это была вторая ментальная революция.

Уже первый шаг выделения в синкретическом едином универсуме двух сил есть операция модификации единицы двойкой. Такой шаг, при всей его кажущейся простоте, надо было сделать сначала в менталитете и это была первая ментальная революция, с позиций числа-инварианта.

Троичность. Триада и противоречие

Троичность и ее выражение в различных явлениях культуры. Статья первая

P.mt {text-indent: 30px;margin-top: 4px;margin-bottom: 0px;

Академия Тринитаризма -- Институт Тринитаризма -- Публикации -- Александров Н Н -- Троичность и ее выражение в различных явлениях культуры Статья первая

Комментариев нет:

Отправить комментарий